Мы работаем по будням с 9:00 до 18:00
Прием заявок по телефону - круглосуточно
Сдвинутый на понедельник День знаний позволил родителям школьников и студентов немного передохнуть. На этом фоне прошел впечатляющий Восточный экономический форум (ВЭФ), который поразил множеством амбициозных планов.
Если заглянуть в суть, в России есть огромное количество задач, требующих решения. Нужно делать всё и сразу. На ВЭФ особое внимание уделили вопросам инфраструктуры и энергетики, что действительно крайне важно для нашего Дальнего Востока.
Ключевые проекты, такие как удвоение БАМа и Транссиба (3100 км железнодорожных путей за восемь лет), увеличение пропускной способности портов на севере и востоке страны, строительство новых атомных электростанций и автотранспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока, могут стать новыми драйверами для роста отечественной экономики. Однако, как и следовало ожидать, это возможно лишь в рамках имеющихся ресурсов.
Когда в Банке России говорят о перегреве экономики, они, возможно, правы. Перед экономикой стоит больше первоочередных и насущных задач, чем она способна решить в данный момент. Например, на ВЭФ обсуждали задержки с освоением производства легкого самолета "Байкал", который крайне необходим для Дальнего Востока, а также увеличение его стоимости до 500 миллионов рублей. При более глубоком анализе стало ясно, что создание даже небольшого самолета сталкивается с серьезными проблемами.
Потеряно множество компетенций в производстве легких летательных аппаратов, так как их не выпускали в России на протяжении нескольких десятилетий. Кроме того, российский двигатель для "Байкала" еще не завершен, не завершен процесс локализации многих комплектующих, а по некоторым ключевым элементам он даже не начинался.
С подобными проблемами сталкиваются многие российские компании. Например, по данным опроса, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в августе 2024 года, 53% респондентов сообщили об отсутствии отечественных поставщиков, способных заменить недоступное импортное оборудование и материалы. А 30% респондентов не смогли найти альтернативных поставщиков в дружественных странах.
Конечно, ситуация постепенно улучшается. В апреле 2022 года эти показатели составляли 62% и 37% соответственно. Отрасли, такие как станкостроение, машиностроение и производство электроники, показывают высокие темпы роста. Однако в целом процесс идет медленно. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров, компетенций и доступа к современному оборудованию. В условиях современного мира экономическая автаркия не имеет будущего. Преимущества международного разделения труда очевидны.
Сложилось впечатление, что процессы импортозамещения особенно активно развивались в конце 2022 года и в первой половине 2023 года. В тот период можно было легко достигать результатов: спрос на товары рос быстрыми темпами, а деньги в стране были относительно недорогими.
Сейчас ситуация значительно замедлилась. По данным Сергея Цухло, экономиста из ИНП, в августе началось снижение спроса на промышленную продукцию. Капиталовложения в производство товаров для импортозамещения остаются на уровне двухлетней давности. Впервые за этот период также снизилось число работников в промышленности, и наблюдается замедление деловой активности.
Очевидно, что эти негативные тенденции продолжатся до тех пор, пока Банк России не начнет проводить более радикальное снижение ключевой ставки или правительство не увеличит инвестиции в экономику, например, для реализации инфраструктурных проектов, упомянутых на ВЭФ. Это может привести к дальнейшему сокращению видимого спроса на стальную продукцию для российских металлургов и металлотрейдеров.
В то же время отечественный рынок металлов переживает болезненные изменения. Ранее он был ориентирован на рост потребления, и многие компании рассчитывали на увеличение продаж в 2024 году. Однако теперь стало ясно, что вместо ожидаемого роста будет спад, а дорогие деньги требуют значительного сокращения складских запасов. Прогнозы маркетологов металлургических компаний указывают на то, что процесс сокращения избыточной продукции может затянуться до октября-ноября. В этот период комбинаты столкнутся с трудностями в продажах на первичном рынке, а спот-цены будут оставаться под давлением.
В ответ на падение внутреннего спроса производители пытаются увеличить экспорт. В целом, это дает положительные результаты, но за последний месяц внешние котировки на российский горячекатаный прокат снизились почти на 10%. В ближайшие недели снижение может продолжиться из-за ослабления китайского рынка.
В последнее время возникают все больше проблем с Китаем. Китайские банки затрудняют выполнение платежей российскими компаниями. В начале сентября возник острый дефицит юаней, и говорят, что китайские банкиры опасаются вторичных санкций со стороны США. Однако интересно было бы посмотреть, какой регулятор осмелится наложить санкции на, например, "большую четверку" китайских госбанков. Скорее всего, собственные финансисты этого регулятора разорвут его на куски!
Западные страны открыто нарушают любые правила и игнорируют законы, которые им неудобны. Поэтому к ним должно быть соответствующее отношение — не доверять, не бояться и не просить.
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) этот вопрос вновь был поднят, и, как всегда, участники услышали успокаивающие обещания. Возможно, в будущем ситуация изменится. Проблема с Индией и ее ограниченно конвертируемыми рупиями, наконец, решена. Однако складывается впечатление, что некоторые всё еще сильно тревожатся. Многие промышленники считают банки врагами человечества, и для этого мнения есть множество аргументов. Стоит отметить, что в Китае экономическая ситуация тоже не безоблачная. Спрос на ресурсы снижается, и это не связано с повышением энергоэффективности или уменьшением металлоемкости. Спад в строительном секторе Китая не удается остановить, а результаты в промышленности остаются недостаточно высокими. В последние месяцы наблюдается сокращение видимого спроса на нефть, что стало основной причиной ее падения до чуть выше $70 за баррель.
Китайская металлургическая ассоциация CISA призывает своих членов не спешить с увеличением производства после завершения дождливого сезона. В июле и августе металлургические комбинаты сокращали выплавку чугуна и стали, а загрузка мини-заводов упала до 15%. Тем не менее, достичь баланса между спросом и предложением пока не удается. На Шанхайской фьючерсной бирже на протяжении всей прошлой недели наблюдалось снижение котировок на прокат, достигнув новых минимумов с 2020 года. Одновременно подешевели железная руда и коксующийся уголь. Если эта тенденция продолжится, расчетная себестоимость у российских металлургических комбинатов также снизится. Это может создать условия для ожидаемого снижения котировок на горячекатаный прокат на первичном рынке, ведь очевидно, что спотовые цены до него в обозримом будущем не дотянутся.
Хотя это и не утешает, у наших геополитических противников дела обстоят ещё хуже. В США экономика находится в состоянии стагнации, и надежды на ожидаемое снижение ставки ФРС в конце сентября могут не оправдаться. В Германии Volkswagen вообще шокировала новостью о возможном закрытии некоторых своих заводов.
В европейском автопроме дела обстоят крайне плохо. Генеральный директор Renault Лука де Мео предложил создать аналог Airbus для автопроизводителей — объединение европейских компаний, которое займется разработкой конкурентоспособного электромобиля на мировом рынке.
Европа слишком активно привязывается к экологической повестке. Металлурги с сожалением отмечают, что большинство клиентов не готовы платить дополнительные 150-200 евро за тонну "зеленого" горячекатаного проката. Защититься от конкуренции китайских электромобилей можно только с помощью протекционистских мер.
Тем не менее, в Китае, где производится больше электромобилей, чем в остальных странах вместе взятых, также возникают проблемы. За первые семь месяцев 2024 года потребление электроэнергии в Китае увеличилось на 7,7%, или 400 ТВт-ч, по сравнению с тем же периодом 2023 года. Ожидается, что за весь год прирост составит 680-690 ТВт-ч, что на треть больше, чем ежегодное потребление всей экономики Германии.
Как обеспечить такой рост — интересный вопрос. Более 80% китайской электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (в основном угольных) и гидроэлектростанциях. Однако уголь утрачивает популярность, так как Китай также борется с глобальным потеплением, а ГЭС — это не самый надежный источник. В этом году уровень воды высок, но в 2021 и 2023 годах страна сталкивалась с засухами, из-за которых выработка электроэнергии резко падала.
В конце августа в Китае было одобрено строительство 11 новых атомных энергоблоков, а через пять лет планируется вводить в эксплуатацию по 8-10 реакторов в год. Однако на данный момент АЭС обеспечивают лишь чуть более 5% выработки электроэнергии в стране, поэтому объемы нового строительства могут оказаться недостаточными.
Таким образом, Китаю нужны российский уголь, газ и электроэнергия. Удовлетворение потребностей нашего восточного соседа может стать важным источником роста для экономики Дальнего Востока. Россия необходима Китаю так же, как и Китай России. Есть надежда, что проблемы с трансграничными платежами рано или поздно будут решены, и Дальний Восток станет для нас более доступным.