Мы работаем по будням с 9:00 до 18:00
Прием заявок по телефону - круглосуточно
Обстановка в мире становится все напряженнее. В Красном море произошло новое обострение, хотя грань конфликта пока не была пересечена. По данным Marinetraffic, на начало 12 января более 200 торговых судов следовали традиционным маршрутом через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив (в обоих направлениях). Однако существует риск эскалации, что приведет к необходимости обходить Африку всем судам.
Последствия этого уже заметны на рынке стальной продукции. Турецкие компании обращают больше внимания на приобретение российской стали и полуфабрикатов, так как поставки из других стран, таких как Китай, Малайзия или Оман, становятся проблематичными. В результате цены на сталь немного поднялись как в Турции, так и в странах Персидского залива.
Европейские производители стали ощущать себя так, будто выиграли в лотерею. Группа ArcelorMittal, которая еще не успела повысить базовые цены на горячекатаный прокат до 740-750 евро за тонну EXW, быстро увеличила их до 800 евро за тонну.
Это решение было принято с энтузиазмом другими производителями, и в реальных сделках цены выросли до 750 евро за тонну, с ожидаемым дальнейшим ростом во второй половине января.
В 2023 году основными поставщиками горячекатаного проката в ЕС были страны Азии, от Индии до Японии. Однако сейчас их продукцию никто не приобретает из-за опасений относительно проблем с поставками. Для турецких производителей это открывает новые возможности, но в рамках квот.
Другой потенциальной горячей точкой является Тайвань, где только что прошли президентские выборы. Проблема заключается в мажоритарной системе, в которой победителем считается тот, кто получил больше всех голосов в первом и единственном туре. Это означает, что примерно 60% избирателей считают себя проигравшими. Это создает сложную ситуацию, учитывая большую поляризацию общества, независимо от отношений с Китаем и США.
В начале января в России самыми актуальными стали не жаркие точки, а холодные, где из-за сильных морозов произошли аварии на системах центрального отопления. В частности, ситуация в Климовске вышла на федеральный уровень, обнажив проблему, стоящую перед российской экономикой уже давно.
Одним из основных вопросов является определение границы между государственным и частным секторами. Возрастает число примеров, демонстрирующих, что стремление к получению прибыли во многих сферах приносит больше вреда, чем пользы. Например, котельные на частных предприятиях, обеспечивающие теплом многоквартирные дома, это лишь один из случаев. В последние два года в России произошла фактическая национализация многих частных предприятий, которые эксплуатировали приватизированные активы без инвестиций в их развитие.
Однако увеличение государственного контроля над экономикой также не является универсальным решением. Крупные государственные корпорации могут создавать риски неэффективного расхода средств, бюрократизма и неповоротливости. В то же время, проблема удовлетворения потребностей конечных клиентов остается нерешенной.
Несмотря на это, в России продолжает развиваться новая модель управления экономикой, где большую роль играют информационные технологии, способствующие созданию разветвленной системы связей. Взаимодействие государственного и частного секторов определяет новые отношения между ними, создавая новые модели управления.
Сегодня одним из трендов становится широкое частно-государственное партнерство, в котором государство устанавливает задачи, нормы, и при необходимости оказывает помощь в обеспечении ресурсами, а частный сектор занимается строительством, внедрением, освоением и производством. Эта модель активно развивается в приоритетных отраслях, таких как микроэлектроника и авиастроение, и в некоторых аспектах встречается и в металлургии. Хотя в этой сфере нет государственных предприятий, Минпромторг играет всё более значимую роль в руководстве и направлении отрасли.
Еще одним трендом, характерным, в частности, для российского рынка стали, является все более широкая интеграция. Металлургические компании, ранее сосредотачивавшиеся на контроле над источниками сырья, теперь всё активнее ориентируются на конечные потребители. Они устанавливают партнерские отношения с трубными заводами, производителями металлоконструкций, торговыми сетями и сервисными центрами. Также наблюдается движение в сторону производства комплектующих и машиностроения.
В начале XXI века в группе "Конструирование будущего" был предложен термин "насыщающая экономика", которая, по мнению экспертов, должна обеспечивать выполнение материальных потребностей человека без кризисов и дисбалансов. Текущая экономическая модель в России может стать прообразом такой "насыщающей экономики", по меньшей мере, на уровне B2B. Одним из её признаков является производство "под заказ", только необходимых товаров, с гарантированным сбытом.
Хотя этот подход требует централизации, например, с использованием геоинформационных систем, нет необходимости создавать "Госплан 2.0" или новую систему ОГАС, управляющую всем государством как единой корпорацией. Тем не менее, в будущем подобная система "мега-ERP" может стать актуальной на определенном этапе.
В новой экономической модели ключевым элементом должна стать информационная прозрачность. В настоящее время многие компании предпочитают сохранять конфиденциальность, отказываясь делиться информацией о своей деятельности. Необходимо определить четкие критерии того, что считается коммерческой тайной, а что — нет.
Вероятно, дальнейшее развитие информационных технологий приведет к тому, что работа будет происходить на глазах у всех, в "стеклянном доме". Однако, за эту прозрачность придется заплатить повышением эффективности экономики и улучшением социальной мобильности.
Мы только начинаем этот путь, и перед нами еще много препятствий. Например, централизованное управление экономикой требует высококвалифицированных управленцев, которые должны быть компетентными, честными и неподкупными.
Внедрение системы "производства под заказ" требует избыточных мощностей для реагирования на изменения спроса. Это продемонстрировала российская оборонная промышленность за последние два года.
Важную роль играет минимизация "силы трения" путем совершенствования логистики. Президент уделяет большое внимание железнодорожному транспорту. Транспорт должен быть доступным, быстрым и экономичным. Возможно, стоит даже поддерживать транспортные компании, чтобы сохранить разумные тарифы на перевозки, но это сложный вопрос, связанный с качеством управления.
Логистика также включает другую инфраструктуру, которая должна быть централизованной и управляемой государством. Это относится к энергетике, газопроводам, интернету и коммунальным сетям. Возможно, решение проблемы "последней мили" лежит в частно-государственном партнерстве и концессиях, но с четкими правилами игры.
Важно включить в инфраструктуру также банковский сектор. Возможно, стоит обратиться к опыту Китая, где государственные финансовые институты играют ключевую роль в развитии реального сектора экономики. У нас часто банки скорее замедляют его развитие, захватывая прибыли и злоупотребляя своим монопольным положением на рынке капитала.
Высокие процентные ставки в ближайшие месяцы станут главным тормозом для российской экономики. Это также приведет к увеличению цен, вызвав вопрос о том, что важнее — ставка или инфляция? Это также ограничит спрос на стальную продукцию и стимулирует государственные и крупные частные инвестиционные проекты.
Российский рынок стали в новом году находится в состоянии обратного развития. Заводские цены на арматуру и горячекатаный прокат превышают рыночные, а сварные трубы часто стоят дешевле, чем их сырье. Хотя металлотрейдеры и производители труб пока могут выдерживать такую ситуацию благодаря прошлогодним прибылям, это не продлится долго.
При высоких процентных ставках ожидать роста спроса на стальную продукцию весной будет сложно. Возможно, в ближайшем будущем произойдет сокращение объемов производства стали.
По предварительным данным "Корпорации ЧЕРМЕТ", в 2023 году в России было произведено 75,8 миллиона тонн стали, 65,6 миллиона тонн готового проката и 13,2 миллиона тонн стальных труб. Это на 5,9%, 5,8% и 9% больше соответственно, чем годом ранее. В нынешних экономических условиях это может быть слишком много.