Мы работаем по будням с 9:00 до 18:00
Прием заявок по телефону - круглосуточно
Безусловно, основным событием прошедшей недели стала Прямая линия с президентом. За четыре часа было обсуждено множество важных тем, среди которых первым делом было рассмотрено текущее состояние экономики.
С одной стороны, уходящий год можно отметить как успешный во многих аспектах. Рост ВВП превысил 3% (президент упомянул 3,5%). Инвестиции в основной капитал увеличились на 10% по сравнению с предыдущим годом. Доходы населения и прибыли компаний также возросли. В строительстве и других отраслях обрабатывающей промышленности наблюдался подъем.
С другой стороны, большинство положительных результатов было достигнуто в первых трех кварталах. В конце года началось замедление, что подтверждается, в частности, обстановкой на рынке стали в России.
На конференции "Российский рынок металлов", прошедшей в Москве 14 декабря, отмечали, что до осени все шло прекрасно, спрос был высоким. Октябрь также прошел успешно. Но дальше спрос пошел на спад, у поставщиков стали появились излишки, а цены на рынке снизились. Прежние прибыли сменились убытками.
Зимняя погода, особенно суровая в этом году с сильными морозами и снегопадами, также оказала свое влияние на снижение деловой активности. Однако важной причиной стало повышение процентных ставок.
На прошлой неделе Банк России повысил ключевую ставку еще на 1 процентный пункт, до 16%. Это один из самых высоких уровней за последнее десятилетие. Это решение принято с целью сдержать инфляцию, которая, по словам президента на Прямой линии, ожидается на уровне 7,5% или выше. Стремление Центробанка достичь уровня инфляции 4% важно для государственных финансов и долгосрочного планирования.
Низкая инфляция - это, конечно, хорошо, но как достичь этого на практике? Центральный банк имеет только один инструмент - повышение процентных ставок. Это не лучший способ. Основной его эффект - сокращение спроса. Кредитную, инвестиционную и потребительскую активность сдавливают, пока деньги не становятся избыточными ресурсом.
Парадоксально, не так ли? Ведь денег всем не хватает. Никто ничего не покупает, потому что нет средств. Однако никто и не берет кредиты, потому что трудно получить прибыль от вложений. Тогда деньги дешевеют, а цены падают. И, как утверждают учебники, они становятся настолько дешевыми, что даже небольшой доход позволяет вернуть долг с процентами. Тогда кризис достигает своего пика, и деловая активность снова возрастает.
Однако теорию всегда проверяют на практике. Банк России уже успешно снизил инфляцию в 2014-2016 годах, постепенно снижая ставки. В 2017 году уровень инфляции составил менее 2,6%. Однако экономика от этого не процветала. В 2015 году ВВП упал на 2% (что можно приписать санкциям того времени). В 2016 году рост был почти нулевым. Рекордно низкий уровень инфляции в 2017 году дал только 1,8%, и после этого до появления COVID-19 уровень инфляции превышал 2,8%.
Сейчас экономическая ситуация другая. Существует большой сектор российской экономики, который не заметит повышения ключевой ставки Центробанка России. Оборонная промышленность, приоритетные отрасли ипотеки - все они будут получать финансирование по существенно более низким процентным ставкам.
Эти отрасли будут играть важную роль в экономике. В 2017-2019 годах им не хватало "долгих дешевых денег". Сейчас государство предоставляет значительную поддержку многим предприятиям, производящим важную для страны продукцию, и субсидирует покупку жилья для отдельных групп граждан.
Центробанк не сможет подавить их хозяйственную активность для снижения инфляции. Дефицит рабочей силы и ресурсов останется, а проинфляционные факторы продолжат действовать. Но если методы Центробанка не работают, то как же можно действовать? Ответа на этот вопрос нет. Западные страны также борются с инфляцией, поднимая ставки и уменьшая спрос, чтобы впоследствии сократить рост издержек.
Российское правительство использует директивные методы для борьбы с инфляцией. Министры реагируют на ценовые кризисы, такие как гречка, сахар, дизельное топливо, курс рубля, арматура и теперь яйца, хотя иногда не всегда точно и с ошибками. Однако правительство постепенно учится.
На конференции "Российский рынок металлов" обсуждалось, как стабилизировать цены на стальную продукцию для строек с государственным финансированием. Минпромторг предложил прямые поставки стальной продукции с заводов по фиксированным ценам, но этот метод оказался неэффективным. Строительные компании не имеют своих складов и предпочитают покупать металлопродукцию на местных базах. В целом, кажется, что крупнейшие девелоперы ленивы и неохотно внедряют рационализации и экономические усовершенствования.
Государство проявляет большой интерес к рыночным ценам на строительный прокат. На конференции появилась идея создать что-то вроде "арматурной ОПЕК", под контролем государства, с квотами на производство, разделением рынков и регулируемыми ценами. Это не совсем новый Госснаб, но, возможно, это позволит упорядочить рынок.
Это может сработать при выполнении определенных условий. Прежде всего, государство должно честно и справедливо играть роль непредвзятого арбитра и разработать справедливые критерии распределения квот и ценообразования. Также важно, чтобы металлургические предприятия соблюдали эти правила, даже если они не в их пользу.
Подобные структуры могут быть созданы и для других товаров, но важно, чтобы реагировать на инфляцию немонетарными мерами. Стабилизация курса рубля — уже хороший шаг, но нужно постоянно контролировать рынок и бороться с необоснованным повышением цен.
Также, власти могут минимизировать рост тарифов "естественных монополий", приравняв его к желаемой инфляции. Это может быть более эффективным, чем выжимать средства из экономики. В любом случае, Центробанк будет играть важную роль в этом процессе, поддерживая высокую ключевую ставку до тех пор, пока не будет устойчивого снижения инфляции.